Какие виды исследовательских работ и проектов бывают и чем они отличаются?
Забыли пароль? Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля.
Пожалуйста, кратко объясните, почему вы считаете, что этот вопрос должен быть уточнен.
Пожалуйста, кратко поясните причину вашей жалобы.
Please briefly explain why you feel this user should be reported.
В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие виды исследовательских проектов учащихся:
1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.
Критерием качества реферативных работ является полнота сбора информации, а также объективность изложения материала.
Реферативные работы могут быть начальным этапом проектных или исследовательских работ. Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало помогающей в раскрытии поставленной темы.
Пример: «Современные представления о проблеме глобального потепления климата».
2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.
Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.
Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
Критерием качества натуралистических работ является достоверность и объективность полученных результатов, максимальная полнота выявления необходимых сведений, при этом лаконичность в изложении второстепенных деталей.
Натуралистические работы обычно включают диагностику натурного материала.
Пример: «Видовой состав эпифитных лишайников Вилейского урочища».
3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.
4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.
5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.
6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.
7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.
Критерием качества проектно-исследовательских работ является актуальность и практическая значимость темы исследования, логическая стройность структурных элементов – постановки цели, выбора методов решения, проведения опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов и обоснования выводов.
В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной программы, необходимая для повышения эффективности достижения цели. Одной из разновидностей проектно-исследовательских работ являются работы социальной и общественно-экологической направленности, результат которых – формирование общественного мнения по поводу социальных или природоохранных проблем.
Пример: «Комплексный проект очистки и восстановления Комаровского пруда».